Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.
Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
"Доступная среда" — программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.
- Конвенция о правах инвалидов
- Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 01.12.2014г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защитты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов "
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности длля инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Кто входит в группу ОВЗ?
Направление в группу для детей с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу. Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, свидетельствующих о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть дети, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта. Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.
Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!
Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками. Специалисты ДОУ:
- Педагог психолог: Моделикова Надежда Егоровна
- Учитель-логопед: Козлова Юлия Юрьевна, Гаврилова Алина Дмитриевна
- Инструктора по физической культуре: Тарасова Ирина Исламовна, Насникова Алена Сергеевна
которые оказывают квалифицированную помощь детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад имеет следующее условия:
- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада;
- консультирование по всем интересующим вопросам при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
- Педагог-психолог – проводит диагностику психического развития ребенка; осуществляет коррекционно-развивающую работу с детьми на развитие памяти, мышления, восприятия ребенка, готовности к обучению в школе, снятия проблем агрессивности, тревожности у ребенка; проводит профилактическую консультативную работу с родителями (законными представителями) по запросам.
- Учитель-логопед – проводит диагностику речевого развития ребенка; осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка; обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта. Консультирует родителей (законных представителей), с целью обучения их методам и методам и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка.
- Инструктор по физической культуре – оказывает методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) в выборе эффективных форм, методов и средств физического воспитания и развития дошкольников в условиях семьи, сохранения и укрепления их здоровья. Обучает родителей основным приемам профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
- Воспитатель – организует педагогическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей), направленные на обучения методам и формам организации воспитательного процесса в условиях семьи; планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка.
В Учреждении созданы безопасные условия пребывания детей в детском саду:
Установлены:
• тревожная кнопка для экстренных вызовов;
• автоматическая пожарная сигнализация;
• система видеонаблюдения.
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Основные направления охраны здоровья:
- организация питания воспитанников;
- определение режима занятий;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение воспитанников в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в Учреждении;
- профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в Учреждении;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В Учреждении функционирует медицинский кабинет, обслуживаемый КГБУЗ "Березовская РБ". Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все работники детского сада ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр. В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Информация об условиях питания и охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям, поэтому очень важно соблюдать принципы рационального питания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Количество приемов пищи в нашем детском саду – 5.
- Завтрак – молочные каши: овсяная, манная, рисовая, пшенная, суп молочный с макаронными изделиями, суп молочный с крупяными изделиями, омлет, запеканка. Каши чередуются с блюдами из натуральных яиц, творога. В качестве напитка – чай, кофейный напиток, какао на молоке с бутербродом с маслом и сыром, кондитерские изделия.
- Второй завтрак – Соки, фрукты.
- Обед – закуска в виде салатов. Первое горячее блюдо – щи, борщ, овощной суп, рыбный суп, суп с бобовыми, суп с клецками. Второе блюдо – мясное, рыбное, из птицы с гарниром. Третье блюдо – компот из свежих фруктов, сухофруктов, кисель. и хлебобулочные изделия.
- Уплотнённый полдник - хлебобулочные изделия, выпечку собственного производства (ватрушка с творогом, сладкая булочка), кондитерскими изделиями, печенье, вафли.
- Ужин - блюда из рыбы, творога, яиц, плов бухарский, овощное рагу. Хлеб
В ДОУ созданы все условия для организации питания дошкольником, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: питание сбалансированное, щадящая технология приготовления (варка, запекание, тушение), исключена жарка продуктов. Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию воспитанников в условиях информационного общества.
Информационная база ДОУ оснащена: электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует сайт ДОУ.
Основной образовательной программой дошкольного образования доступ к электронным ресурсам для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрен.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в соответствии с рекомендациями медицинских специалистов. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам, подход к оборудованию беспрепятственный, развивающая предметно-пространственная среда приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. При организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида созданы равные условия с другими детьми, путем проведения индивидуальной работы.
Разделы материально-технического оснащения | Материально-техническое оснащение для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов |
Специально оборудованных учебных кабинетов - нет. Обучение и воспитание детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен в помещениях групп общеразвивающей направленности: В ДОО частично созданы условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
|
Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Занятия по художественно-эстетическому и физическому развитию осуществляется в спортивном и музыкальном залах. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в кабинете педагога-психолога, коррекционные занятия в кабинете учителя-логопеда |
Наличие библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах. |
Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Специально оборудованных объектов спорта - нет |
Наличие средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Набор для психолога "Пертра" |
Специальные условия питания | Отдельное меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОО не предусмотрено. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Создана версия сайта дошкольной образовательной организации для слабовидящих |
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ | нет |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | нет |